Ответы на частые вопросы (FAQ по авиационным двигателям ROTAX)

Почему двигатель не развивает максимальных оборотов? Ответ:

Основные причины:

  1. Неправильно подобран воздушный винт.
  2. Тахометр неисправен или неотрегулирован.
  3. Климатические условия. Используйте формулы приведения к стандартным атмосферным условиям.
  4. Неисправность двигателя (потеря компрессии, неисправность свечей, недостаточная подача давления…).
  5. Низкое качество бензина.
Почему при резком перемещении РУД на увеличение оборотов чувствуется провал в районе 4000…5000 об/мин? Ответ:

Это явление, как правило, связано с обеднением смеси:

  1. Подсос воздуха.
  2. Износ насоса.
  3. Засорение фильтров и/или магистралей.
  4. Падение уровня топлива в карбюраторе.

Но при уверенности, что эти причины исключены и провалы появились при снижении температуры окружающего воздуха необходимо опустить регулировочное кольцо иглы на одну позицию.

Почему мой двигатель нестабильно работает? Ответ:

Есть два фактора влияющие на стабильность работы двигателя:

  1. Топливо. При отказах и неисправностях топливной системы (в том числе и карбюратора) обороты двигателя «плавают».
  2. Зажигание. При отказах и неисправностях системы зажигания двигатель «вздрагивает».
Получил новый аппарат с 582 ротаксом. В отличие от старых двигателей новый работает на пределе по температуре охлаждающей жидкости. Ответ:

Температура охлаждающей жидкости — комплексный параметр, зависящий как от системы охлаждения, так и от процесса горения в камере сгорания. Причинами перегрева двигателя по температуре охлаждающей жидкости могут быть:

  1. Качество бензина. При работе на 95 двигатель холоднее, чем на 92.
  2. Неверная регулировка карборатора. Бедная смесь приводит к перегреву двигателя.
  3. Приборы. Выполните тарировку датчика и указателя.
  4. Неправильно подобранный воздушный винт. Легкий винт приводит к работе двигателя на обедненной смеси и перегреву.
  5. Эффективность системы охлаждения:

    • Площадь радиатора. Использование «родного» радиатора не гарантирует нормальную работу системы охлаждения.
    • Охлаждающая жидкость. В летнее время возможно разбавление охлаждающей жидкости дистилированной водой. Рекомендуется использовать импортные жидкости или концентраты.
    • Продувка радиатора. Установка удлинительных втулок на вал винта, переход на большие передаточные числа, на переставные винты приводят к ухудшению продувки радиатора и снижению его эфективности.
    • Затенение радиатора.
Как выполнить тарировку тахометра? Ответ:

Самый простой метод — применение частотомера: Генератор двухтактного двигателя выдает 6 импульсов за оборот, а четырехтактного — 5 импульсов за оборот. Т. е. для двухтактного — 600 Гц = 6000об/мин, а для четырехтактного — 500 Гц=6000об/мин. Можно использовать и индуктивный частотомер на высоковольтном проводе.

При опробовании двигателя на земле замечаний нет. Но при взлете или наборе высоты частота вращения коленвала самопроизвольно уменьшается вплоть до полной остановки. Ответ:

На 99% это недостаточная подача топлива в карбюраторы. Причиной этого могут быть:

  1. Неисправность (износ) насоса.
  2. Большое сопротивление топливных магистралей (шланги неподходящего диаметра, низкорасположенный бак, засорение фильтров, засорение дренажного отверстия топливного бака).
  3. Неподходящий размер жиклера в возвратной топливной магистрали (если такия имеется).
Я как-то видел Авиатику с ROTAX вроде 912, так она крутила высший пилотаж. У нас же при попытке выполнить фигуры высшиго пилотажа глохнет двигатель. Позволяют ли штатные карбюраторы с 912–914 работать на отрицательных перегрузках? Ответ:

На 99% это недостаточная подача топлива в карбюраторы. Причиной этого могут быть:

  1. Двигатели ROTAX предназначены для сверхлегких и «очень легких» летательных аппаратов. Это летательные аппраты с максимальной взлетной массой не более 750 кг, скоростью сваливания в посадочной конфигурации не более 45 узлов, выполняющие неакробатические полеты в дневное время в условиях визуального контроля.

    Неакробатические виды эксплуатации включают:

    • любые маневры, присущие нормальному полету;
    • сваливание (кроме фигуры «колокол»);
    • боевые развороты, восьмерки из боевых разворотов, крутые развороты,
    • при которых угол крена не превышает 60°

    По требованию к двигателю, при возникновении кратковременных отрицательных перегрузок, обусловленных порывами ветра, не допускается появление опасных отказов двигателя, его элементов или систем силовой установки.

    По всем четырехтактным двигателям фирма гарантирует нормальную работу в течение 5 секунд при отрицательной перегрузке не более –0,5g.

  2. Авиатика крутит пилотаж и на 582 и на 912. Причем с 582 лучше из-за меньшего пикирующего момента от тяги винта и более устойчивой работы двигателя (связано с конструкцией карбюратора — перегрузка не влияет на положение плунжера). Пилотаж – только на положительных перегрузках и небольшое время на околонулевых. Для обеспечения более стабильной работы двигателя при околонулевых перегрузках поднимали уровень топлива до 10..11 мм от верхнего среза поплавковой камеры при вынутых поплавках.
  3. Только мембранные карбюраторы или система впрыска может обеспечить нормальную подачу топлива в камеры сгорания двигателя при отрицательных перегрузках. Но еще существуют системы смазки и охлаждения двигателя, топливная система ЛА которые тоже должны нормально работать при отрицательных перегрузках. Так что одним карбюратором проблемы не решить.
Постоянно рвутся фланцы крепления карбюраторов на 100-сильном двигателе. В чем причина? Ответ:

Подвеска карбюратора на двигатель выполнена через эластичный резиновый фланец. Такая подвеска предназначена для нормальной работы поплавкового механизма и отсутсвия вспенивания топлива.

Основные причина преждевременного выхода из строя фланцев:

  1. Перезатяжка хомута.
  2. Агресивные примеси в бензине.
  3. Повышенные вибрации:

    • дисбаланс воздушного винта,
    • асинхронная работа карбюраторов,
    • взлет-посадка с грунта.
  4. Высокие обороты холостого хода.

Рекомендуется исключить консольную подвеску карбюраторов.

Двигатель не запускается. Топливо есть и поступает. Проверили искру. Очень слабая. Ответ:

Не рекомендуется проверять искру на пробой. Лучше использовать индукционный пробник. Для нормального искрообразования частота вращения коленвала должна быть не ниже 300 об/мин. При электрозапуске проверьте состояние аккамулятора, силовых проводов, массу реле стартера.

В случае когда момент инерции воздушного винта значительно превышал норму ручным стартером просто невозможно получить требуемую частоту вращения коленвала.

Наличие топлива в поплавковых камерах не гарантирует требуемое качество смеси для запуска двигателя (особенно холодного). Для облегчения запуска холодного двигателя необходимо использовать обогатители, заливной шприц, пусковой жиклер увеличенного размера (для четырехтактных двигателей).

При проверке контруров системы зажигания происходит падение частоты вращения коленвала по тахометру более чем 300 об/мин, а по звуку практически не ощущается. Ответ:

Не выполнено требование инструкции по установке двигателя в части системы электроснабжения, а именно: для предотвращения наводок в зарядных катушках LC1 и LC2 генератор должен иметь электрическую загрузку (выпрямитель-регулятор, электродвигатель…) При отсутствии потребителей необходимо провода генератора (желтый и желтый с черной полосой) соединить между собой.

P.S.: Не надо кричать, что это КЗ…

Трехфазный выпрямитель-регулятор имеет четыре провода: три желтых и один черный. Как их подключать к системе электроснабжения? Ответ:

В полном соответсвии с инструкцией. Любых два желтых провода к генератору, черный — выход «+», корпус — выход «-». Третий желый — лишний, его необходимо заизолировать.

Собрал электросхему с трехфазным выпрямителем-регулятором («ежиком»). Напряжение значительно отличается от 12 В. Ответ:

Возможен отказ генератора и/ или выпрямителя-регулятора, но это маловероятно. Скорее всего в схеме отсутсвует емкость, необходимая для правильной работы выпрямителя-регулятора. Роль емкости может выполнять конденсатор и/ или заряженный исправный аккумулятор.

Можно ли вместо выключателя зажигания использовать автомобильный замок зажигания? Ответ:

В большинстве случаев автомобильный замок рассматривают как «противоугонное» средство и/ или «прибамбас». Противоугонность у него нулевая, т. к. разрезал два черно-желтых провода и все. Как прибамбас или безопасность это понятнее, но:

  1. Перед взлетом необходимо проверить систему зажигания поочередно выключая/ включая контура зажигания.
  2. Отказ одного замка приведет к отказу двухконтурной системы зажигания, что сводит на нет дублированность системы.