Момент инерции воздушного винта (ВВ) влияет на динамические характеристики двигателя, ресурс деталей редуктора и кривошипно-шатунного механизма. Превышение предельного момента инерции приводит к рассогласованию газодинамического процесса; к увеличению нагрузок на шестерни и подшипники редуктора, особенно при полете с перегрузками; к нерасчетной работе демпфера крутильных колебаний. Предельно допустимый момент инерции ВВ:
Редуктор типа «В» | 3000 кг см2 |
Редуктор типа «С» | 6000 кг см2 |
Редуктор типа «Е» | 6000 кг см2 |
Редукторы четырехтактных двигателей ROTAX | 6000 кг см2 |
Для определения момента инерции необходимо подвесить ВВ, как показано на рисунке.
В качестве подвеса можно использовать тонкую нерастяжимую проволоку, длиной (L) не менее 1,5м. Подвесы должны быть параллельны друг другу и расстояние между ними (2R) должно быть в 6 раз меньше, чем длина самого подвеса. Отклонить ВВ от установившегося положения на угол 5…10° в горизонтальной плоскости. Определить время (t), за которое ВВ совершит 30 циклов колебаний в горизонтальной плоскости.
Используя формулу:
где
М — масса ВВ, кг;
t — время, за которое ВВ совершает 30 циклов колебаний, с;
R — половина расстояния между подвесами, см;
L — длина подвеса, см
определить J — момент инерции ВВ, кг см2.
Превышение ограничений по дисбалансу и биению приводит к повышенной вибрации двигателя, которая передается на конструкцию ЛА и является основной причиной выхода из строя демпферов и амортизаторов двигателя и агрегатов.
При выполнении 25 -ти часовых-регламентных работ, а также после восстановительного ремонта ВВ, необходимо выполнить проверку балансировки и биения ВВ. Используя формулу:
где
Р — центробежная сила, вызываемая дисбалансом, Н
Для нового ВВ — Р = 40 Н. Предельное значение — Р = 80 Н.
i — передаточное число редуктора;
n — максимально допустимая частота вращения KB, об/мин, можно определить D — величину допустимого дисбаланса, гм.
Величину осевого и радиального биения определяет производитель ВВ. Как правило, она не должна превышать 2…3 мм.