Разрушение нижнего шатунного подшипника наиболее часто происходит с 582 моделью и реже с 503.
Разрушение подшипника, как правило, начинается с питтинга иголок (точечное отслаивание и выкрашивание твердых частиц поверхности от мягкой основы из-за контактной усталости) подшипника и/ или перегрева подшипника. Осколки иголок вызывают подклинивание подшипника, что приводит к его перегреву, о чем свидетельствуют цвета побежалости на нижней головке шатуна.
Перегрев подшипника вызывает оплавление сепаратора и/ или упорных шайб. Время работы двигателя до полного отказа сильно зависит от режимов и условий работы и многих других факторов, которые проще объединить одной фразой — условия эксплуатации. При дальнейшей работе двигателя происходит повышенный износ и/ или разрушение подшипника, даже если причины возникновения питтинга и/ или перегрева подшипника устранены.
Продукты разрушения (частицы иголок, кусочки сепаратора и упорных шайб) вымываются в кривошипную камеру и через перепускные окна попадают в камеру сгорания. Эти частицы образуют на головке цилиндра и днище поршня глубокие забоины.
Верхнее компрессионное кольцо заклинивает из-за деформации днища поршня. Частицы, попавшие между поршнем и цилиндром, вызывают глубокие задиры на юбке поршня и гильзе цилиндра. Это приводит к значительному снижению мощности, но двигатель продолжает работать.
Из-за повышенного люфта подшипника при движении поршня в нижнюю мертвую точку шатун начинает ударяться нижней головкой о картер. Дальнейшая работа двигателя приводит к разрушению картера. В нижней части кривошипной камеры образуется сквозная трещина или пробой. Но даже с таким разрушением двигатель работает. Частицы, находящиеся в кривошипной камере попадают не только в камеру сгорания, но и во впускной канал, который в нужное время открывается и закрывается дисковым золотником.
Если под дисковый золотник попадают мелкие частицы (продукты разрушения иголок), то образуются задиры на картере и крышке дискового золотника. Сам дисковый золотник деформируется, и в зоне деформации появляются цвета побежалости.
И только если крупная частица попадет под золотник и заклинит его, то произойдет разрушение зубьев шестерни и прогиб вала привода дискового золотника. В таких случаях, как правило, говорят, что двигатель заклинило, но на самом деле он остановился из-за нарушения фазы впуска. Некоторым «везет», и все частицы и куски вылетают в трубу (выхлопную). Что тогда? А ничего, двигатель продолжает работать с полным отсутствием нижнего шатунного подшипника, издавая при этом «никем неслышимые» звуки.
Траекторию движения шатуна и нагрузки на его части легко представить, поэтому не удивительно, что головка шатуна сначала растягивается, а потом рвется, отпуская шатун с поршнем в свободный полет.
Бывает и заклинивание поршневого пальца, что вызывает разрушение поршня.