Поршневой двигатель ROTAX 912 (100 л. с.) — бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый с карбюраторным смесеобразованием.
Расположение цилиндров — оппозитное, расположение распределительного вала системы газораспределения — нижнее. Оснащён гидрокомпенсаторами зазоров в клапанах.
Двигатель имеет воздушную систему охлажденя цилиндров и жидкостную систему охлаждения головок цилиндров. Оборудован электронной дублированной системой зажигания.
Топливо — автомобильный бензин с октановым числом не менее 95 по исследовательскому методу (85 по моторному).
Cистема смазки — с «сухим картером». Топливнй насос — механический диафрагменный, водяной насос — интегрированный. Двигатель оснащён электрическим стартером. Передаточное отношение редуктора i=2,4286.
Интегрированный 12-ти полюсный генератор обеспечивает работу системы зажигания двигателя и электросистемы летательного аппарата.
Для крепления к мотораме двигатель имеет восемь резьбовых отверстий в картере.
Ресурс двигателя до первого капитального ремонта, а также межремонтный ресурс — 2000 моточасов или 15 лет эксплуатации.
Гарантийный ресурс — 100 часов наработки или 6 месяцев с даты первого запуска, или 1 год с даты покупки.
Двигатель поставляется в двух вариантах:
Двигатели ROTAX 912 ULS и ROTAX 912 S не имеют никаких конструктивных отличий.
Существуют 4 конфигурации двигателей:
В Российской Федерации двигатели серии ROTAX 912 сертифицированы как тип (Сертификат типа № СТ313-АМД).
* На фото изображен двигатель ROTAX 912 ULS 3 DCDI с комплектующими.
Диаметр цилиндра: | 84 мм |
Ход поршня: | 61 мм |
Рабочий объем: | 1352 см3 |
Степень сжатия: | 10,5:1 |
Мощность: | |
Взлетная(со входным ресивером): | 73,5 кВт (100 л.с.) при 5800 об/мин |
Крейсерская(со входным ресивером): | 69 кВт (95 л.с.) при 5500 об/мин |
Крутящий момент: | |
Максимальный | 128,0 Нм при 5100 об/мин |
Крейсерский | 119,8 Нм при 5500 об/мин |
Расход топлива: | |
Часовой взлетный | 27,0 л/ч |
Часовой крейсерский | 25,0 л/ч |
Часовой при 3/4 нагрузки | 18,5 л/ч |
Удельный при максимальном крутящем моменте | 285 г/кВт ч |
Максимально допустимая частота вращения коленвала | 5800 об/мин |
Минимальная частота вращения коленвала | 1400 об/мин |
Направление вращения вала воздушного винта | Левое (против часовой стрелки), если смотреть со стороны отбора мощности |
Диапазон эксплуатационных температур: | –25…+50° С |
Предельно допустимая перегузка: | |
Положительная | 10g |
Отрицательная | -0,5 g не более 5 с |
Горизонтальная | 3 g |
Двигатель в стандартной комплектации: | ULS 2 и ULS 4 – 58,3 кг ULS 3 – 61,0 кг |
из них: | |
Карбюраторы | 2,1 кг |
Маслобак | 1,5 кг |
Расширительный бачок-аккумулятор | 0,17 кг |
Реле стартера | 0,145 кг |
Дополнительные агрегаты и устройства: | |
Выпрямитель-регулятор | 0,3 кг |
Вакуумный насос | 0,8 кг |
Регулятор шага ВВ | 2,7 кг |
Противоперегрузочная муфта | 1,7 кг |
Дополнительный генератор | 3,0 кг |
Кожух охлаждения | 0,8 кг |
Стальные трубопроводы топливной системы | 0,25 кг |
Выхлопная система из нержавеющей стали | 4,0 кг |
Фигурные гайки крепления ВВ | 6 х 0,02 кг |
Воздушный фильтр конический | 0,15 кг |
Воздушный фильтр цилиндрический | 0,38 кг |
Радиатор односекционный без крышки | 1,0 кг |
Радиатор односекционный с крышкой | 1,28 кг |
Расширительный бачок | 0,16 кг |
Переливной бачок | 0,1 кг |
Маслорадиатор малый | 0,5 кг |
Маслорадиатор средний | 0,54 кг |
Маслорадиатор большой | 0,65 кг |
Кольцевая моторама | 2,0 кг |
Входной ресивер с подогревом воздуха | 1,1 кг |
Многоканальный разъем | 0,03 кг |
Топливный фильтр | 0,01 кг |
Заливной шприц | 0,15 кг |
Электронный тахометр | 0,19 кг |
Указатель температуры | 0,14 кг |
Указатель давления масла | 0,14 кг |
Указатель давления топлива | 0,13 кг |
Счетчик наработки | 0,13 кг |
Комплексный прибор контроля параметров двигателя «FLYdat» | 0,5 кг |
Оригинальную документацию на двигатель на немецком и английском языках вы можете загрузить с официального
вебсайта ROTAX www.flyrotax.com
(раздел Technical Publications).
Обращаем ваше внимание, что оригинальный текст на английском языке является приоритетным!
С полным перечнем документов можно ознакомиться в разделе Документация нашего сайта.
Однако, для лучшего понимания и оценки были изданы и одобрены следующие документы на русском языке:
Руководство по эксплуатации двигателей ROTAX 912 всех
серий.
Редакция 3, ревизия 2.
Руководство полностью соответствует требованиям «Спецификации No. 1 GAMA* — Руководство по
Эксплуатации для летного состава».
*GAMA — General Aviation Manufacturer's Association (Ассоциация производителей авиации общего
назначения).
Руководство по обслуживанию двигателей ROTAX 912 всех серий.
Редакция 3, ревизия 2
Учебное пособие по эксплуатации двигателя ROTAX 912 (1999 г.).
Сервисная инструкция SI-912 i-001/ SI-912-016R5/ SI-914-019R5 Выбор подходящих
эксплуатационных жидкостей для двигателей ROTAX 912 i, ROTAX 912 и 914 серий
Перевод Эдуарда Калинина.
Сервисная инструкция SI-912-010 R3 SI-914-011 R3, касающаяся смены масла на двигателях ROTAX
912 и 914 серий.
Перевод Эдуарда Калинина.
Сервисная инструкция SI-912-018 SI-914-020, касающиеся удаления воздушных пробок на
двигателях ROTAX 912 и 914 серий.
Перевод Эдуарда Калинина.
Сервисный бюллетень SB-912-057UL.
Увеличение межремонтного ресурса (TBO) для двигателей ROTAX 912 всех версий.
Сервисный бюллетень SB-912-063/ SB-912-063-UL
Замена топливных насосов двигателей ROTAX 912 серий (производится до июля 2014 года).
Сервисное письмо SL-912-012 R2/ SL-914-010 R2/ SL-2ST-006 R2.
Новые условия предоставления гарантии для двигателей ROTAX тип 912 и 914 (серия) и двухтактных
авиационных двигателей.
Сервисный бюллетень SB-912-064-UL / SB-912-064 / SB-914-045-UL / SB-914-045
Периодическая проверка цапфы коленчатого вала со стороны винтомоторной группы для двигателей
912-й и 914-й серий.
Сервисное письмо SL-912-016/ SI-914-014
Основная информация, касающаяся режимов работы двигателя, его характеристик и данных о давлении
во впускном коллекторе для двигателей ROTAX 912 и 914 серий.
Перевод Эдуарда Калинина.
Сервисная инструкция SI-912 i-006 / SI-912-019 / SI-914-021
Утечка масла в районе гильзы цилиндра двигателей ROTAX 912i, 912 и 914.
Перевод Эдуарда Калинина.
Также предлагаем Вам ознакомиться:
Иллюстрированный каталог запчастей
четырёхтактных двигателей ROTAX
Редакция 4, ревизия 1
(нем. /англ., PDF)
Руководство по установке
(Двигатели ROTAX 912)
Редакция 2, ревизия 1
(англ., PDF)
Карта данных
к сертификату типа EASA
двигателей ROTAX 912 всех версий (PDF)
Информационный листок
по двигателям ROTAX
912 всех версий (PDF)
Информационный листок
по увеличению межремонтного ресурса до 2000 ч. (PDF)